ВУЗы и полигоны

Хороший преподаватель: кто он?

Основой глубокой компетентности работника высшей школы являются профессиональные знания и умения

Часто в разговорах преподавателей вузов, слушателей и курсантов в ходе обсуждения деятельности того или иного преподавателя можно услышать такую фразу: «Он хороший преподаватель». А что это означает – хороший преподаватель? Обобщая различные мнения, которые приходилось слышать в ответ на поставленный вопрос, можно сказать в самом широком смысле слова, что хороший преподаватель – это хороший человек, обладающий высокой профессиональной компетентностью.

А что значит быть хорошим человеком? «Это значит, – пишет в своей книге «Сердце хирурга» академик Ф. Г. Углов, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса как самый долгодействующий оперирующий хирург, – быть умным, добрым, глубоко порядочным человеком, честным, скромным, уметь держать себя с достоинством, быть точным и аккуратным, твердо держать свое слово, быть тактичным и вежливым, нигде ни при каких обстоятельствах не произносить грязных, особенно неприличных слов. Любить людей и не делать им зла».

«Преподаватель – в широком смысле слова – специалист, работник образовательного учреждения… преподающий какую-либо учебную дисциплину (предмет, курс) и ведущий воспитательную работу».
«Сборник терминов военного образования». М., МО РФ, 2001

Но чтобы быть хорошим преподавателем высшей школы, этого мало. Надо иметь призвание и дарование. Кроме того, нужно, очевидно, учесть и то, что даже обладая соответствующими способностями и дарованием, преподаватель сможет достичь определенных высот в педагогике только в том случае, если он к своим врожденным способностям и призванию добавит упорный целенаправленный и систематический труд. Только в этом случае способности человека, даже прошедшего суровую многолетнюю службу в войсках, могут получить развитие и сделать его хорошим преподавателем высшей военной школы. К сожалению, ошибка многих офицеров, занимающих достаточно высокие должности в войсках и прибывших в вузы на должности профессорско-преподавательского состава, заключается в том, что они считают: в вузе можно расслабиться и отдохнуть от тягот «службы в строю». Тяготы службы в войсках и вузах, безусловно, разные, но они есть. И их преодоление, связанное со становлением преподавателя и его последующей работой, требует больших целенаправленных усилий и настойчивости, высокой работоспособности и самоотдачи.

Следует отметить, что преподаватель должен быть и строгим, и справедливым, и тактичным, уметь располагать к себе обучающихся. В середине 1980-х – 1990-х гг. был на кафедре преподаватель, очень неплохой специалист в предметной области той дисциплины, которую преподавал, имел за плечами большой практический опыт службы, несения боевого дежурства. Но внешне выглядел всегда каким-то опущенным, неряшливым, часто жаловался на свою тяжелую жизнь. От него просто веяло затхлостью и вселенской скорбью. Основное настроение какое-то тоскливо-сердитое. Все это проглядывалось на занятиях. В результате преподаватель никогда не набирал более 4–5 баллов по общей 12-балльной рейтинговой шкале «Преподаватель глазами слушателя». Ведь недаром говорят, что «субъект (читайте – преподаватель высшей военной школы), по натуре своей склонный к меланхолии и пессимизму, не будет ни удачливым, ни уверенным в своих предприятиях».

Чтобы завоевать уважение и даже любовь учеников, преподаватель должен быть прост и доступен для каждого. «Смешная штука жизнь» свидетельствует, что зазнайство, высокомерие характеризуют, как правило, людей мелких, неспособных подняться над своими эгоистическими чертами характера. Простота же – самая красивая и важнейшая черта человека. «Простота, – писал Л. Н. Толстой, – есть главное условие красоты моральной. Сильные люди всегда просты». Рядом «стоят» вежливость, тактичность. Но они ценны только в том случае, когда распространяются на всех.
Хороший преподаватель: кто он?
Главный корпус Военной академии воздушно-космической обороны им. Маршала Советского Союза Г. К. Жукова (г. Тверь, ул. Жигарева, д. 50). Фото: Михаил Ходаренок

Хороший преподаватель, как правило, скромен. «Истинная скромность присуща только сильным умам и великим душам», – писал французский лексикограф П. Буаст. А народная мудрость гласит: «Можно быть скромным, не будучи мудрым, но нельзя быть мудрым, не будучи скромным».

Ценным качеством преподавателя является и его бескорыстие. Конечно, это не означает, что преподаватель высшей школы должен все делать бесплатно. Государство и общество обязаны его благородный труд оценивать достойно, не превращать преподавателя в бесконечного жалобщика, обманутого и обсчитанного в результате административно-чиновничьего произвола. Но даже в этих условиях, в условиях рыночных отношений, военному преподавателю просто непристойно требовать дополнительную плату с обучающихся за консультации, методические разработки и другие мероприятия, связанные с образовательным процессом, как это бывает в гражданских учебных заведениях.

Еще одним качеством должен обладать военный преподаватель – уверенностью в себе. А это значит – уверенный голос, уверенный взгляд, уверенная манера ходьбы, отсутствие боязни спорить, обсуждать сложные вопросы, в том числе и из другой предметной области, за рамками учебной дисциплины и образовательного процесса, готовность высказывать свое мнение и отношение к происходящим явлениям, процессам, умение убеждать. Только уверенные в себе люди оказывают огромное влияние на окружающих, способны создавать вокруг себя зону притяжения, которую обучающиеся всегда безошибочно определяют.

Юрий Дмитриевич Подгорных
Юрий Дмитриевич Подгорных – доктор
военных наук, профессор, заслуженный
работник высшей школы Российской
Федерации, почетный работник высшего
профессионального образования, почетный
профессор Военной академии воздушно-
космической обороны имени Маршала
Советского Союза Г. К. Жукова
Фото: Михаил Ходаренок

В США ученые длительное время изучали самые разные виды психотерапии: гипноз, нейролингвистическое программирование, трансактный анализ, гештальттерапию и другие с целью выявления, какой метод является самым эффективным. В итоге пришли к парадоксальному выводу: дело не в методе, а в человеке, применявшем метод, а точнее – в его уверенности, напористости, умении воздействовать на людей. Коллеги-преподаватели сделают вывод самостоятельно.

И еще один пример для размышления. Известный писатель В. С. Пикуль учился в 1942–1943 гг. в Школе юнг Северного флота, которая располагалась в те грозные годы на Соловецких островах. Школой командовал капитан первого ранга Н. Ю. Авраамов, пользовавшийся всеобщим уважением. В. С. Пикуль в своих воспоминаниях об учебе в Школе юнг пишет: «И было приятно раскрыть учебник по «Морской практике», на обложке которого обозначен автор – опять же Н. Ю. Авраамов. Ну что там в обычной школе? Читаешь на уроке из Лермонтова, а на тебя глядит не Лермонтов, а учительница. Зато здесь, в Школе юнг, ответ держишь – и вот он, автор, сидит перед тобой – внушительный, любимый».

Конечно же, быть только хорошим человеком для преподавателя высшей военной школы мало. Необходимо обладать еще высокой профессиональной компетентностью, то есть основательными знаниями и не только в предметной области преподаваемой учебной дисциплины, военно-профессиональной подготовленностью и способностью к выполнению функциональных обязанностей.

Как-то уже повелось, что говоря о людях интеллектуального, творческого труда, имеют в виду работников искусства, литературы, реже изобретателей и конструкторов и почти никогда – военных. А между тем «...военное дело тоже требует и творческого вдохновения, и высокоразвитого интеллекта. Военный руководитель не только должен хорошо знать военные вопросы и видеть перспективы их развития. Он обязан уметь ориентироваться в сложном переплетении политических, экономических, технических проблем, правильно понимать их и предвидеть» (С. М. Штеменко. «Генеральный штаб в годы войны». М., Воениздат, 1985). Эти слова можно полностью отнести и к военному педагогу, от профессиональной компетентности которого в значительной степени зависит качество подготовки военных специалистов.

Владимир Николаевич Самусенко
Владимир Николаевич Самусенко
полковник, доктор технических наук,
профессор, заслуженный деятель науки РФ,
почетный профессор Военной академии
воздушно-космической обороны имени
Маршала Советского Союза Г. К. Жукова,
академик Академии военных наук
Фото: Михаил Ходаренок

Основой профессиональной компетентности преподавателя являются профессиональные знания и умения. Требования, предъявляемые высшей военной школой в этом вопросе, всегда были и остаются достаточно высокими. Однако несмотря на широкую разработанность отдельных вопросов, комплексного исследования и описания профессиональной компетентности и профессионально-методических умений преподавателя оперативно-тактических дисциплин (ОТД) как основного в подготовке современных военных специалистов в виде синтеза указанных знаний и умений в современной, известной автору педагогической литературе нет. В то же время практика образовательного процесса в военно-учебных заведениях показывает, что не все преподаватели обладают в настоящее время необходимой суммой знаний и умений, а сама задача по совершенствованию подготовки и переподготовки преподавательских кадров требует научного обоснования. Такое положение усугубляется и в связи с известными процессами, происходящими в обществе и армии.

В связи с тем, что автор многие годы преподавал в военной академии оперативно-тактические дисциплины, в дальнейшем пойдет речь о компетентности преподавателя именно ОТД. Однако практический опыт подсказывает, что говорить о принципиальном отличии компетентности преподавателя ОТД от компетентности преподавателя инженерно-технических или других дисциплин вряд ли целесообразно. Отличие будет заключаться скорее всего в том, что будут иметь разный «вес» составляющие компетентности. При этом автор не претендует на исчерпывающее рассмотрение составляющих профессиональной компетентности преподавателя ОТД.

Максим Викторович Гамов
Максим Викторович Гамов – полковник,
доктор технических наук
Фото: Михаил Ходаренок

В педагогической и методической литературе обосновано положение о единстве личности, сознания и деятельности. Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет свою структуру и систему профессиональных требований, предъявляемых к тому, кто избирает этот вид деятельности как свою специальность, его профессиональным знаниям, умениям, личностным качествам.

Будем называть профессиональной компетентностью преподавателя ОТД владение им совокупностью знаний, навыков, умений, необходимых для успешного выполнения профессиональной педагогической деятельности.

Проблема определения составляющих профессиональной компетентности вообще преподавателя активно обсуждалась в последние годы прошлого столетия в методической литературе высшей школы. Что же касается преподавателя ОТД, то, очевидно, составляющие его профессиональной компетентности должны отражать как специфику рода деятельности в целом, так и специфику педагогической деятельности в частности.

Если исходить из того, что тактика и оперативное искусство являются составными частями военного искусства и охватывают: тактика «...теорию и практику подготовки и ведения боя подразделениями, частями и соединениями различных видов ВС и специальных войск» (Советская военная энциклопедия. М., Воениздат, тома 5, 6, 1977, тома 7, 8, 1978), а оперативное искусство «...теорию и практику подготовки и ведения совместных и самостоятельных операций (боевых действий) объединениями видов ВС» (Советская военная энциклопедия. М., Воениздат, тома 5, 6, 1977, тома 7, 8, 1978), то можно предположить, что оперативно-тактическая, тактическая компетентность преподавателя ОТД (применительно к ВУ ПВО) должна включать знания:

Анатолий Петрович Корабельников
Анатолий Петрович Корабельников
полковник, доктор военных наук, профессор,
почетный работник высшего
профессионального образования, почетный
профессор Военной академии воздушно-
космической обороны имени Маршала
Советского Союза Г. К. Жукова, член ВЭС
ВКО, действительный член Академии
военных наук. Фото: Михаил Ходаренок
  • законов и закономерностей вооруженной борьбы в современных условиях, особенностей войн новых поколений, содержания стратегических операций ВС РФ, возможных форм и способов боевых действий (боевого применения) видов и родов войск;
  • принципов построения воздушно-космической обороны (ВКО) в целом и ее элементов; группировок войск (сил), выбора боевых порядков подразделений, частей, соединений, оперативного построения объединений;
  • боевых свойств и боевых возможностей подразделений, частей, соединений и объединений как существующей организационно-штатной структуры, так и перспективных, которые предназначены для ведения боевых действий по отражению воздушно-космического нападения противника;
  • характеристик стратегических, континентальных, океанских районов (зон), стратегической космической зоны, влияющих на реализацию потенциальных боевых возможностей комплексов вооружения ВКО и эффективность боевых действий (боевого применения) войск (сил);
  • инфраструктур СВКН, требований к оперативному оборудованию территории в целях создания эффективной и устойчивой ВКО;
  • взглядов вероятных противников на ведение военных действий различных уровней, боевых возможностей его средств воздушно-космического нападения (СВКН);
  • методов сбора и обработки данных об обстановке, ее оценке, принятия решения на боевые действия, доведения задач до подчиненных и контроля их выполнения;
  • методов планирования боевых действий, работы командиров, штабов, войск (сил) по их подготовке;
  • способов организации и поддержания взаимодействия разнородных (разноведомственных) сил и средств, всестороннего обеспечения, участвующих в боевых действиях сил и средств и управления ими;
  • требований руководящих документов к уровню штабной культуры офицера и разрабатываемым боевым и другим документам;
  • методов тактической и оперативной подготовки офицерского состава и органов управления войсками;
  • опыта тактической и оперативной подготовки войск, результатов военных игр, результатов КШУ различного предназначения и уровня.

Кроме перечисленных знаний, оперативно-тактическая, тактическая компетентность преподавателя ОТД должна, очевидно, предполагать определенные практические умения, основными из которых могут быть следующие:

Валерий Вениаминович Шувертков
Валерий Вениаминович Шувертков
полковник, кандидат военных наук,
профессор, член-корреспондент Академии
военных наук, член ВЭС ВКО
Фото: Михаил Ходаренок
  • исследовать закономерности, характер и содержание современных боевых действий, боевые возможности сил и средств в различных условиях обстановки;
  • разрабатывать новые формы и способы подготовки и ведения боевых действий (боевого применения), реализации боевых возможностей перспективных комплексов вооружения;
  • анализировать взгляды вероятных противников на ведение военных действий, оценивать перспективы развития СВКН и делать обоснованные выводы;
  • принимать решения в рамках своего служебного положения, разрабатывать и обосновывать предложения по вопросам совершенствования боевого применения сил и средств ВКО;
  • организовывать и осуществлять военно-научную работу (ВНР) с обучающимися по вопросам боевого применения сил и средств ВКО;
  • разрабатывать и оформлять боевые и другие документы с высокой штабной культурой;
  • вести оперативно-тактические расчеты (ОТР) с использованием современных вычислительных комплексов и автоматизированных систем.

Оперативное искусство занимает промежуточное положение между тактикой и стратегией. Требования и основные положения стратегии являются основополагающими для оперативного искусства, которое в свою очередь определяет задачи тактики. Существуют и обратные взаимозависимости и взаимосвязи.

Следовательно, предъявляя требования к оперативно-тактической, тактической компетентности преподавателя ОТД и раскрывая ее содержание, нужно это учитывать: преподавателю тактики необходимо владеть основами теории и практики оперативного искусства, а преподавателю оперативного искусства – основополагающими положениями стратегии и тактики.

Кроме того, на формирование основных положений стратегии и оперативного искусства существенное влияние оказывает Военная доктрина, которая «...направляет развитие военной науки и ее важнейшей составной части – теории военного искусства на решение проблем, имеющих важное и актуальное значение для реализации положений Военной доктрины» (Советская военная энциклопедия. М., Воениздат, тома 5, 6, 1977, тома 7, 8, 1978).

«Доктрина, – писал А. А. Свечин в 1928 г., – руководит тактическим обучением войск. Доктрина освещает все частные вопросы военного дела. Она помогает приступающим к изучению военного дела накоплять не разрозненные, пестрые, мозаичные знания, а связывать каждую прочитанную статью в одно стройное целое и позволяет критически отнестись к каждой строке. Поэтому доктрина является и лучшим методом обучения» (А. Е. Савинкин, А. Г. Кавтарадзе и др. «Постижение военного искусства. Идейное наследие А. А. Свечина». М., «Русский путь», 2000).

Следовательно, преподаватель ОТД должен глубоко понимать и знать основные положения Военной доктрины, принципы обеспечения стратегического сдерживания на различных уровнях, национальной и военной безопасности в целом и руководствоваться ими в своей практической работе.

Необходимо также отметить, что говоря о штабной культуре как элементе оперативно-тактической, тактической компетентности преподавателя ОТД, следует понимать не только умение отрабатывать боевые и другие документы, а всю совокупность знаний и навыков, необходимых офицеру как для службы в войсках, так и для преподавательской работы. Именно так рассматривается штабная культура в широком понимании этого понятия. В этом случае штабная культура может рассматриваться как самостоятельная категория, имеющая сложную структуру и базирующаяся в свою очередь на глубоких знаниях военного искусства, необходимых офицеру для выполнения функциональных обязанностей, его общей высокой образованности и воспитанности, добросовестном отношении к выполнению своего служебного долга.

За прошедший десяток лет в высшей военной школе произошли, можно сказать, коренные преобразования: резко сократилось число вузов, вузы перешли на новые программы подготовки специалистов и магистров, произошла смена поколений профессорско-преподавательского состава. В вузы пришли молодые преподаватели, имеющие определенный опыт воинской службы на различных командных и инженерных должностях, обладающие часто большими амбициями, но имеющие недостаточную методическую подготовку.

Несмотря на все новомодные потрясения, классика образовательного процесса остается его незыблемой основой. Учитывая это, автор посчитал целесообразным издать монографию «О проблемах высшей военной школы» в надежде, что она будет способствовать скорейшему становлению нового поколения преподавателей высшей военной школы.

Юрий Дмитриевич Подгорных,
доктор военных наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования, почетный профессор Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова

Опубликовано 14 декабря в выпуске № 6 от 2014 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?